Vadim ZausaevУстранение дисбаланса между политической и экономической составляющей сотрудничества России и Китая выведет экономику Дальнего Востока на качественно новый уровень.

Общественные объединения бизнес-сообществ Хабаровского края вернулись к вопросу создания международного транспортного коридора «Харбин — Большой Уссурийский остров — Ванино», но единодушны во мнении — называть идею проектом пока рано. Не выполнено экономическое обоснование с точки зрения логистики. Идея направить транспортные потоки в сторону Хабаровского края и сформировать в районе Большого Уссурийского острова, который теперь зовется островом «Дружбы», крайне заманчива.

Право на существование проекта доказал директор ДальНИИ рынка доктор экономических наук, профессор Вадим Заусаев. Идея базируется на динамично развивающейся экономике Китая, где объемы экспортно-импортных операций оцениваются в 2,4 млрд тонн в год. Свои внешнеэкономические связи наш сосед осуществляет посредством нескольких десятков сухопутных пропускных пунктов и более чем двухсот морских портов. Транспортная инфраструктура Китая с трудом справляется с таким потоком грузооборота, поэтому выход к Татарскому проливу через порт Ванино возможен как логичный вариант. Важно, что планы китайской стороны совпадают с планами правительства Хабаровского края.

Несмотря на перспективность будущего проекта, эксперты признают, что в инвестиционной политике Китая существует тормоз. Истинной причиной сотрудничества между нашими странами просматривается желание приблизиться к российским сырьевым ресурсам и получить дополнительные рабочие места для граждан провинции Хэйлунцзян. Однако существуют барьеры и с российской стороны: нестабильность законодательства, сложные процедуры оформления иностранных компаний, чрезмерная опека предприятий со стороны правоохранительных органов, жесткое таможенное администрирование. Не случайно рассматривается укороченный вариант проекта: доставка китайских грузов только до Хабаровска, так как расположенные в городе международный аэропорт и железнодорожный узел могут подстраховать возможные срывы потоков по автомобильным трассам.

harbin habarovsk vanino www— К сожалению, имеющиеся статистические данные не позволяют сделать точные расчеты, так как с китайской стороны информация часто закрыта, но подписанные на межправительственном уровне договоры позволяют надеяться на успех. В случае реализации проекта простой грузов в китайских портах сокращается, время доставки их в страны Европы уменьшается, объем товарооборота между Китаем и Россией увеличивается до запланированных Президентом РФ 200 млрд долл. в год. Конечно, идея обойдется не в 7 млрд руб., как рассчитали проектировщики, а значительно дороже, но в правительстве Хабаровского края уверены — овчинка стоит выделки.

Андрей СМИРНОВ