Отсутствие доверия между государством и бизнесом становится главной проблемой притока в экономику страны частных инвестиций.

В то время как общество обсуждает Федеральный закон «О территориях опережающего развития», директор Центра исследований России и Центральной Азии Шанхайской академии общественных наук профессор Пан Давэй задается вопросом: почему такой закон не заинтересовал крупных инвесторов?

— Опережающее развитие не может быть достигнуто только за счет бюджетных вливаний или банковских кредитов, — заявил профессор Пан Давэй в ходе научного семинара по международному сотрудничеству в Институте экономических исследований ДВО РАН в Хабаровске. — Опыт многих стран показывает, что в рыночных условиях соотношение государственных и частных вложений должно находиться на уровне один к десяти. Конкурентоспособность базируется на частном капитале, в котором нуждается экономика любой страны. В Китае с интересом наблюдают за усилиями России по улучшению инвестиционного климата. Создание территорий опережающего развития — верное направление движения, но в отсутствие там частных инвестиций производство инновационных продуктов осложнено даже при наличии льгот и преференций. До 90 процентов инвестиций китайских компаний направляются в сырьевой сектор экономики востока России потому, что риски там покрываются высокой прибылью, которая в инновационном пространстве бывает редко. В основу политики Китая заложена коммунистическая идеология, и недавно перед китайским правительством стояла такая же задача: привлечь частные инвестиции в экономику, которую инвесторы не считали даже рыночной. Основа притока частных инвестиций — доверие между бизнесом и государством. Но как добиться понимания частных инвесторов?

honkong www— Правительство КНР обратилось к китайским эмигрантам в Гонконге, Тайване и Сингапуре. Они за многие годы смогли там не только сохранить свои капиталы, но и приобрести опыт создания рыночной экономики, — отметил профессор Давэй. — Для решения задач опережающего развития Китай обратился к их лидерам с договором доверия, по которому правительство страны обязалось взять на себя риски и гарантировать возврат инвестиций. Подписание такого договора стало основой формирования рыночных отношений и притока капиталов в экономику Китая. Позже последовали вливания со стороны инвесторов из США и Европы. Нормативные акты Китая стали интегрироваться в законодательную базу развитых стран мира, а договоры доверия закрепили успех в реализации крупных приоритетных инвестиционных проектов.

— С мнением профессора Пан Давэя невозможно не согласиться. Процесс внедрения доверительных отношений очень важен. Он наблюдается на примере создания совместных российско-китайских предприятий, — подчеркнул в ходе семинара советник министра по развитию Дальнего Востока кандидат экономических наук Владимир Кучук. — Только в таком случае договор с иностранным инвестором подписывает не правительство РФ, а совет директоров. Каждый берет на себя долю ответственности за принимаемые решения. Иностранный инвестор заинтересован в развитии совместного предприятия, гарантирует финансирование проектов, предоставляет доступ к технологиям и обеспечивает сбыт продукции. Таким образом, создание на территориях опережающего развития и в особых экономических зонах совместных компаний – перспективный вариант повышения конкурентоспособности региона, развития международного сотрудничества и притока частных инвестиций.

Андрей СМИРНОВ