Путь на сайте

Восточный Экспресс Осень
Аполло

Совет по устранению барьеров в предпринимательстве при правительстве Хабаровского края обсудил ход реализации дорожной карты по улучшению инвестиционного климата в формате национального рейтинга эффективности органов власти по созданию условий для ведения бизнеса.

Национальный рейтинг призван выявить лучшие практики по организации административных процедур и поддержки бизнеса, привязан к внедрению инвестиционного стандарта и стандарта развития конкуренции. Показатели национального рейтинга включаются в оценку эффективности деятельности губернаторов.

Он разработан «Агентством стратегических инициатив» с участием бизнес-объединений «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Деловая Россия», «Опора России» по поручению Президента России.

Как отметил министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктор Калашников, решение вопросов формирования национального рейтинга и внедрения инвестиционных стандартов должно быть скоординировано между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. В едином экономическом пространстве и при единой законодательной базе результаты внедрения Стандартов должны быть одинаковыми, но они отличаются по причине разных условий ведения бизнеса в субъектах РФ. Национальный рейтинг запущен в 2014 году в качестве эксперимента в 21 регионе страны по 18 направлениям и 50 показателям. Он используется в целях усиления взаимодействия ветвей власти в вопросах улучшения инвестиционного климата и развития конкуренции.

Министерство получило первые результаты взаимодействия органов власти в части внедрения стандартов. Как выяснилось, для губернатора они не слишком приятные. Так, на регистрацию предприятия в Хабаровском крае уходит в среднем 16 дней, а в Калужской области — 10. Разрешение на строительство предприниматель получает за 156 дней, а в Татарстане — за 40. Регистрация прав собственности проходит за 33 дня, а в Челябинской области — за 14. Постановка земельного участка на кадастровый учет в Хабаровском крае занимает 81 день, а в Москве — 21, при этом хабаровским инвесторам предложено проходить в пять раз больше процедур. Закон один для всех, а работа в регионах идет по разным правилам. В чем причина низкого уровня взаимодействия исполнительной власти и ресурсоснабжающих организаций? — спрашивают эксперты.

По мнению министра, слабо организована информационная работа, недостаточно точек приема документации, низка мотивация чиновника по сокращению сроков обработки данных. Общая модель взаимодействия в соответствии с лучшими практиками в регионах не отработана. Дорожная карта реализуется в зависимости от условий, в которых находится инвестор. Эксперты усматривают отсутствие связи между внедряемым инвестиционным стандартом и национальным рейтингом. Стандарт в 2014 году внедрили, а инвестиционный климат не изменился, соответственно, рейтинг эффективности губернатора не повысился. Рейтинги не будут достоверными, если не отладить взаимодействие ведомств, снабжающих организаций и фондов поддержки предпринимательства. Пока в Хабаровском крае поются две песни, и если меняются условия для исполнения второй (инвестиционный климат), то нужно вносить поправки в первую (национальный рейтинг). Существует третье произведение под названием «стандарт развития конкуренции», которое пока не поется ни с первой, ни со второй песней. Нам предстоит объединить стандарты и рейтинг, и сделать это нужно к заседанию Госсовета, который запланирован на март 2015 года, — подчеркнул Виктор Калашников.

— Совет по устранению административных барьеров существует давно. В течение трех лет мы ставим вопрос о согласованности действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти по улучшению инвестиционного климата, — отметил член совета Сергей Степанов.

— Мы не пришли к единым показателям в рамках проблем по реализации инвестиционных проектов, не выбрали механизм влияния на разные уровни власти, не подписали ни одного соглашения в вопросах внедрения стандартов с указанием сроков и ответственности за невыполнение целевых показателей. Сейчас нам предложено в очередной раз заставить участников процесса наладить взаимодействие. Но если это не сделано прежде, тогда что подвигнет чиновников выполнять поручение губернатора в 2015 году? Мы три года занимались убеждениями, а работу в этом направлении продолжают прежние должностные лица. Значит, губернатор хорошо оценивает их деятельность при низких показателях своего рейтинга. Считается, что наказанием для чиновников за неисполнение поручения является предупреждение. Прокуратура края подтвердила — в 99 случаях нарушений из 100 им выносится замечание. В таком случае мы никогда не добьемся нужных результатов, потому что ни по одному решению совета не установлена адекватная ответственность исполнителей. Не установит губернатор наказание для своих подчиненных — заседания совета будут проводиться по прежнему сценарию: собрались, поговорили, разошлись.

— В полномочиях совета — устранение административных барьеров. В полномочиях государства — не убеждение, а принуждение к исполнению своих решений. И если где-то чиновники исполняют свои обязанности за 80, а не за 20 дней, то нужно изучить опыт других регионов и заставить их разработать иную модель поведения, — добавил член совета Евгений Шулепов. — Не поменяют модель поведения — принимать кадровые решения. Иначе так и будем заниматься уговорами. Либо мы управляем процессом, либо занимаемся убеждениями. В последние годы убеждали, а цели не достигли. Госкорпорации заявили: мы ответственности за развитие регионов не несем. У нас другие задачи, и решение губернатора нас не касается. Нужно прописывать ответственность руководителей федеральных структур и снабжающих организаций за решение поставленных правительством России задач. Не получится — привлекать прокуратуру. Прописать ответственность за необоснованные проверки бизнеса, нарушение сроков выдачи разрешений, неисполнение поручений губернатора. Ведь записали: выдавать документацию инвесторам в разумные сроки. Но нигде не указали, что такое разумный срок. Получается, в одном регионе разумный срок 20 дней, а в другом — 80? Нужно менять регламент работы чиновника на всех уровнях власти. Привести документ в соответствие с дорожными картами на эталонном объекте. И делать это каждый раз, когда меняются законы. Нам нужны модельные решения по отраслям, базирующиеся на лучших региональных практиках.

— Любой вахтер, сидящий на административном барьере, пользуется каким-то регламентом. И если не включить такой регламент в дорожную карту, то и спросить за неисполнение решения не с кого, — подчеркнул член совета Андрей Сухоруков. — Регламенты чиновника прописаны с 2007 года, но с изменениями полномочий органов власти они не проходят аудит. С мая 2015 года у нас полномочия по распределению земли под объекты капитального строительства переходят в муниципалитеты, но поправки в регламенты специалистов местных органов власти не внесены. Для формирования положительных оценок рейтинга потребуется больше усилий. Для инвестора вопрос стоит так: выдача или отказ в выдаче разрешения. Он сдает документы и ждет 30 дней. Через 30 дней чиновник обнаруживает ошибки. Просит исправить их и снова ждать 30 дней. Так может продолжаться год. Инвестора берут измором. Срок менее 30 дней трактуется как возможность получения взятки за сокращение сроков выдачи документа. И так по любому вопросу, включая подключение к сетям. Как решать такие проблемы, не знают даже прокуроры.

— Решения членов совета занесены в протокол. Они будут способствовать улучшению показателей национального рейтинга Хабаровского края и ускорения внедрения стандартов в соответствии с лучшими практиками регионов, — заключил Виктор Калашников.

Add comment


Security code
Refresh

Яндекс.Метрика